читать дальшеЯ не утверждаю, будто так оно и есть. Я говорю, что, как мне кажется, это объясняет некоторые моменты.
Мне кажется, что если сильно обобщить, ∃ два подхода к созданию художественного произведения: от персонажей и от идеи.
Не нужно сразу вздыхать "боян". Иногда и в бояне бывает мысль
На практике это значит, что при подходе "от идеи" всё направлено на то, чтоб подчеркнуть, выделить и обозначить идею произведения, и все действия персонажей направлены на это, даже если это несколько идёт в разрез с их изначально заданными характеристиками.
При подходе "от персонажа" напротив, идея отступает на задний план, а персонажи наиболее рельефны и контрастны.
Проще всего это заметить на примере литературы, так что её в первую очередь я и упомяну.
Так вот, хоть это и упрощённая почти до бинарной логики схема, она работает.
А главный прикол в том, что писатели, которому дано писать в одном ключе, часто всеми силами стараются писать в другом.
Так, грубо говоря, подход очевиден после прочтения книги: запоминает ли читатель о чём была книга, или того, кто был в ней.
Чаще всего - почти всегда - "от идеи" написаны книги Воннегута, Стругацких, Брэдбери.
"От персонажа" - Желязны, Пратчетта, Нивена.
(Почему одна фантастика? Кого люблю, о том и пишу!)
А вот книги, скажем, Толкина или Толстова - это пример попыток писать не от того, что удаётся, а от того, что считаешь важным.
И если вдруг кому-то кажется, что подход "от идеи" более значим и важен, то спешу радостно уверить, что это не так!
Эти подходы по определению равнозначны!
Давайте теперь рассмотрим кино?
Видите ли, в кино тоже существуют эти два подхода, но один из них гарантированно проигрывает. Потому что для кино очень важно чувство сопереживания персонажу и даже идентификация с персонажем. А такое возможно только при подходе "от персонажа".
Вся эта телега, собственно, родилась после пересмотра "Бойцовского клуба", когда я задумалась, почему книга и фильм такие разные, и как вышло, что экранизация не хуже книги.
А всё кажется очевидным, если принять, что книга написана "от идеи", а фильм снят "от персонажа".
Тот же случай с "На Игле" Уэлша.
Но, ∃, конечно, и подход "от идеи". Давайте все дружно вспомним Тарковского и Ларса фон Триера.
Вооот. И сейчас мы перейдём к моему любимому вопросу. Манга и комиксы. Нужно ли говорить, что для них возможен только подход "от персонажа"? "От идеи" возможно только в том же ключе, что в изобразительном искусстве.
А в изобразительном искусстве и должно быть только "от идеи". Идея произведения, как знает всякий, кого таскали за уши на живописи/графике, это не та смысловая нагрузка, что несёт произведение, а то эмоциональное состояние, в которое приводит это произведение, и средства выразительности, использованные художником для произведения такого впечатления.
Я уже выдохлась, но мысль доползла до музыки, которая практически идея в чистом виде^^
Засим мысль ушла и начался
Вотъ